четверг, 18 марта 2010 г.

Лучшие компании для работы в маркетинге (США)

Для успешной карьеры в маркетинге и дальнейшего саморазвития в этой области как никогда важно сделать правильный первый шаг. На прошлой неделе я спросил вас, в каких российских компаниях стоит начинать карьеру в маркетинге. Я все еще жду ваших мнений, ответов и идей, а пока предлагаю познакомиться с рейтингом лучших американских компаний для работы в маркетинге.
Почему американских?

Ну, во-первых, они преобладают в списках самых желанных компаний для работодателей, во-вторых, экономические и политические потрясения не так задевали американские фирмы, как их европейских и отечественных конкурентов, а значит, сохранены традиции, история и восприятия клиентов. Ну и самое главное, именно в Штатах как таковой сформировался современный маркетинг.

При оценке я полагался на следующие параметры: маркетинговая ориентация компании, маркетинговая база знаний и опыт в этой области, инновационность маркетинга и ориентированность на тренды, ассортимент продуктов и услуг, карьерные возможности, глобальное присутствие компании, влияние работы в компании на вашу будущую профессиональную карьеру.

И, разобрав все по полочкам, вот что получилось:

Лучшие американские компании для работы в маркетинге

10. General Electrics

Отрасли: B2B, бытовая техника

Крупнейшая американская производственная компания специализируется практически во всех отраслях машиностроения и энергетики, начиная от локомотивостроения и заканчивая производством медицинского оборудования. Саму же компанию еще в конце 19 века основал знаменитый изобретатель Томас Эдисон.

Если вы планируете работать в В2В маркетинге – то лучшей школы маркетинга вам не найти. Огромное количество перспектив, как вдоль определенной категории, так и между департаментами и отраслями внутри компании делают ее особенно привлекательной. Не стоит забывать, что в числе активов General Electrics – GE Money Bank и телекомпания Universal (NBC).

Главные маркетинговые специализации: В2В-маркетинг, ивент-менеджмент, социальный маркетинг.

9. Hewlett Packard

Отрасль: потребительская электроника, В2В

В последнее время, НР значительно расширили свою продуктовую линейку, успешно конкурируют по всему миру с азиатскими производителями и существенно укрепляют главный бренд компании.

Помимо знаменитых на весь мир продуктов электроники, НР имеет большое количество В2В ориентированных подразделений, а в последнее время, активно представляет себя на рынке поддержки и услуг.

Главные маркетинговые специализации: инновационный маркетинг, клиентоориентированность (поддержка клиентов), В2В-маркетинг.

8. Ford Motors

Отрасль: автомобилестроение

В этом году Форд впервые за много лет вышел на первое место по продажам новых автомобилей в США, да и в Европе и России по-прежнему проводит очень грамотную антикризисную политику. Широкая автомобильная линейка, огромное количество различных рынков и крупная сеть собственного производства позволяют сотрудникам обрести хорошие перспективы для роста.

Кроме того, Форд исторически умело управлял всеми инструментами маркетинг-микс, поэтому у компании сложилась серьезная база знаний.

Главные маркетинговые специализации: стратегический маркетинг, маркетинг-микс, инновационный маркетинг.

7. Google

Отрасль: веб-технологии

Ни для кого не секрет, какими темпами развивается в последнее время самый популярный поисковик в мире. Тем не менее, вы здесь не только сможете творить и развиваться в свободной творческой атмосфере, но также получите шанс внести свой вклад в маркетинг корпорации. Ведь все, что касается интернета, компания продвигает замечательно, тогда как на настоящем рынке продуктов и услуг наблюдаются существенные трудности (например, связанные с продвижением гугловского смартфона, например).

Тем не менее, работая в маркетинге Гугла, вы обеспечиваете себе отличную базу интернет-маркетинга, а кроме того, не только учитесь определять тренды, но и сами задаете их. Ну, а кроме того, после работы здесь – двери в любую компанию, хоть немного связанную с интернетом, для вас открыты нараспашку!

Главные маркетинговые специализации: интернет-маркетинг, инновационный маркетинг, вывод новых продуктов на рынок.

6. McDonalds

Отрасль: ресторанный ритейл

Огромное маркетинговое искусство – делать очень простую, во многом, вредную еду, и уметь продавать ее так, как это умеет делать МакДональдс. Именно эта сеть ресторанов быстрого питания превратилась в символ отрасли, а для многих является беспрекословным авторитетом.

Этим маркетинговым искусством стоит определенно овладеть изнутри. Кроме того, МакДональдс постоянно оглядывается на тренды – в последние годы все больше «зеленой» и свежей еды появляется в традиционном его меню. Кроме того, эта компания, несмотря на высокий уровень глобализации, умеет замечательно приспосабливаться к локальным рынкам. И все это говорит о том, что именно в маркетинге здесь можно еще многому поучиться.

Главные маркетинговые специализации: стратегический маркетинг, международный маркетинг, социальный маркетинг.

5. Colgate Palmolive

Отрасль: потребительские товары

Традиционная американская компания (на рынке с 1806 года), производящая товары для дома и быта, попала в наш рейтинг в первую очередь благодаря своей давней истории работы на маркетинговом рынке. Большинство ее брендов еще с начала ХХ века украшали полки магазинов, а рекламные постеры украшали стены переходов, мостов и витрин.

Если интересно, посмотрите рекламные плакаты Colgate Palmolive начала или середины 20 века, и вы поймете, на чем основана сегодняшняя рекламная индустрия. Среди крупнейших мировых брендов: Colgate, Palmolive, Ajax, Mennen.

Вот здесь старые интересные рекламные кампании.

Главные маркетинговые специализации: бренд-менеджмент, вывод новых продуктов на рынок.

4. Nike

Отрасль: товары для спорта

За относительно короткое время своего существования (а ведь компании нет еще и 40 лет), Найк сумел добиться выдающихся результатов, во главе которых – построение самого сильного спортивного бренда в мире. Более того, американской компании пришлось принять законы спорта, переориентироваться на чужой для Америки европейский футбол, и одеть в свою форму главные команды старого света: Манчестер Юнайтед, Барселону, Арсенал, Интер, московский Спартак, а кроме того, сборные Бразилии, Португалии, Голландии и другие.

Кроме всего прочего, Найк представляет собой инновационную и социально ответственную компанию, и в этих областях у вас еще есть чему поучиться у американцев. Единственной проблемой Найк является отсутствие такой системы продаж, как у конкурирующего Адидаса – но тут уже маркетинг решить эту задачу бессилен.

Главные маркетинговые специализации: инновационный маркетинг, бренд-менеджмент, ивент-менеджмент, социальный маркетинг.

3. Apple

Отрасль: потребительская электроника

Ну разве нужно вообще что-то писать об этой компании. Стив Джобс и его команда смогли не только создать самый современный и самый модный бренд на рынке компьютеров и музыкальных плееров на несколько десятков лет, они сумели сделать из каждого продукта легенду, и вместе с тем, создать самую большую «в среднем по больнице» добавленную стоимость.

Именно здесь создаются тренды на последующие десятилетия. Маркетинг непосредственно связан с дизайном, продуктом и его функциональностью.

Поработав в маркетинге этой компании, у вас открываются двери в любую компанию любой отрасли.

Главные маркетинговые специализации: инновационный маркетинг, маркетинг слухов, продукт-менеджмент.

2. Coca-Cola

Отрасль: потребительские товары

Самый популярный и самый продаваемый напиток на планете, самый сильный бренд среди всех существующих, традиционный, и в то же время, современный продукт – все это делает Кока-Колу одной из лучших компаний из тех, где стоит начинать маркетинговую карьеру.

Именно тут смогли достичь лучшего взаимодействия между маркетингом и продажами (ведь Кока-Колу знают везде, и купить ее можно везде), а кроме того, в последнее время компания расширяет линейку своих брендов, что существенно повышает ее привлекательность для тех, кто хочет заниматься разными проектами и рассчитывает на карьерный рост.

Главные маркетинговые специализации: бренд-менеджмент, трейд-маркетинг, классическое продвижение.

1. Procter&Gamble

Отрасль: потребительские товары:

Номером один в нашем рейтинге лучших компаний для работы в маркетинге становится мультибрендовый производитель потребительских товаров Procter&Gamble. Дело не только в богатой истории, широком портфеле брендов (Gillette, Pampers, Head&Shoulders, Nivea, Duracell, Tide, Ariel, Braun, Old Spice и многие другие), но и в том, что само понятие бренд-менеджмента зародилось именно тут, когда в 30е годы компания собрала достаточно значительный бренд-портфель.

Если вы поищите в интернете вопрос, где лучше всего начинать в маркетинге, ответ будет однозначным. Ну а принцип Growing from within поможет достичь более высоких позиций, пусть и не так быстро, как в компаниях-конкурентах. А самое главное, что после двух-трех лет работы здесь, вы – желанный кандидат в любую компанию, действующую на рынке потребительских товаров, естественно с повышением оклада и позиции.

Главные маркетинговые специализации: бренд-менеджмент, классическое продвижение, вывод новых продуктов на рынок.

Весь список ТОП-20 американских компаний для работы в маркетинге по версии блога «1001 идея для маркетинга»:
1. Procter&Gamble
2. Coca-Cola
3. Apple
4. Nike
5. Colgate Palmolive
6. McDonalds
7. Google
8. Ford Motors
9. Hewlett Packard
10. General Electrics
11. Microsoft
12. Intel
13. Citi Group
14. Dell
15. American Express
16. Starbucks
17. Amazon
18. BCG
19. Southwest Airlines
20. Wal-mart

PS Буду очень признателен, если вы поможете в составлении аналогичного списка российских компаний.

суббота, 13 марта 2010 г.

Где учиться маркетингу

Доброго субботнего утра вам, друзья и коллеги!

Сегодня немного изменю характер записей в блог: выступлю не в роли рассказчика, а попрошу вас рассказать кое-что интересное.
Задумал провести один занимательный (и хочется верить - полезный) проект, и поэтому очень рассчитываю на ваше профессиональное мнение. А вопрос на самом деле довольно простой:
- Как вы считаете, в каких российских компаниях лучше всего можно научиться маркетингу? Иными словами, какие компании обладают негласной "маркетинговой школой".

Важно принять во внимание, что компания:
- должна быть российской (возможны национальные и международные игроки)
- должна быть более-менее известной в широких кругах
- должна быть существенного размера (иными словами, в которой вполне реально найти место в маркетинге).

Банки, сотовые операторы, сети ритейлеров, производители продуктов питания - все это не важно, любые отрасли только приветствуются.

Заранее благодарю и желаю хороших выходных!!!

PS Если вы назовете одну или несколько компаний, буду признателен за краткое пояснение выбора!

вторник, 9 марта 2010 г.

И еще о трендах: Siemens

Разговаривая о трендах, мы довольно часто сталкиваемся с пространными рассуждениями, не имеющими практического применения. Для стратегического маркетинга и построения долгосрочной стратегии бизнеса (начиная от небольшого интернет-проекта и заканчивая международной корпорацией) необходимо тренды не только различать, но и строить на их основе планы о дальнейшем существовании.

Я уже рассказывал, как отреагировали на глобальные тренды производители американских телешоу, сегодня поговорим о более конкретном примере. Давайте посмотрим, как реагирует на глобальные тренды компания Siemens.

Лирическое отступление.
Siemens – это В2В корпорация, на сегодняшний день ничего общего не имеющая с бытовой техникой и электроникой, выпускаемой под этой маркой. Бренд Siemens сдан во франчайзинг компании Bosch&Siemens Hausgeräte, которая согласно бренд-буку Siemens выпускает различную продукцию, направленную на конечного потребителя.

Сам же Siemens концентрируется на трех основных отраслях: высокотехнологичная индустрия, энергетика и медицина.

Глобальные тренды
В начале своего правления нынешний СЕО компании Петер Лёшер (Peter Löscher) выделил четыре глобальных тренда, на основе которых и предложил строить дальнейшую стратегию развития компании. Давайте познакомимся с этими трендами чуть ближе:


Тренд 1. Демографические изменения. Прирост населения Земли и усиливающаяся миграция существенно определяют потребности планеты через 50 лет. Во-первых, население планеты к 2050 году увеличится на 50% и составит 9,3 миллиарда человек. Во-вторых, нарастающая межрегиональная миграция сосредоточит в развитых странах большую часть квалифицированного населения Земли. В-третьих, и это самое главное, среднее время жизни увеличится, и количество жителей старше 80 лет составит более 4%, в то время как сейчас этот показатель едва превышает 1%.

Тренд 2. Урбанизация. Демографические изменения и высокая мобильность способствуют концентрации населения в городах – к 2050 году в них будет проживать половина населения планеты, что примерно 4,6 миллиардов человек. Города, особенно в развивающихся странах, будут разрастаться неимоверно, и превращаться в «макрополисы» с населением от 15 до 30 миллионов жителей.

Как следствие, такие города будут нуждаться в специальной продвинутой инфраструктуре – в первую очередь, в транспорте, здравоохранении, энергоснабжении и коммуникациях.

Тренд 3. Изменения климата. Глобальное потепление, постоянное загрязнение атмосферы, и, как следствие, ограничения, принятые рядом протоколов, в том числе, и на последнем саммите в Копенгагене – все это говорит о большом значении экологии в развитии бизнеса в ближайшие 20-30 лет.

Тренд 4. Сокращение ресурсов. Невозобновляемые природные ресурсы, требуемые в первую очередь на выработку энергии, становятся дороже и заставляют все энергоемкие отрасли находиться в постоянной зависимости от этих ресурсов.

Тренд 5. Эффективное использование энергии. Появление новых поселений и разрастающиеся города ведут за собой проблему эффективного использования ресурсов, в первую очередь, энергии, поскольку возможные потери окажут существенное влияние на расходную составляющую регионов.

Стратегия на основе трендов

Новая стратегия развития Siemens базируется на вышеназванных трендах и призывает эффективно внедрять их в качестве ориентиров для всех настоящих и будущих процессов. На основе нескольких стратегических решений я покажу, как тренды лежат в основе стратегии компании.

Стратегия 1. В Siemens Energy одной из ключевых стратегий является разработка и внедрение альтернативных «зеленых» источников энергии, например, энергии ветра, солнечного света, приливов и отливов. Президент Обама распорядился потратить 150 миллиардов долларов на разработки «возобновляемой» энергии в ближайшие 10 лет, и довести долю такой энергии до 30% к 2030 году.

Siemens уже начал готовиться к переменам, инвестируя огромные суммы в «зеленую» энергию. Стратегия заключается в захвате рынка, пока он относительно небольшой, и роста за счет роста рынка. Тренды 3 и 5 принимались в расчет.

Стратегия 2. В связи с ростом городов Сименс ставит задачу разрабатывать комплексные решения (а не продукты) в области индустрии. Таковыми являются, например, полное возведение крупных клиник (медицинское оборудование – Сименс.Медицина, построение и коммуникации – Сименс.Индустрия, обеспечение и энергетика – Сименс.Энергетика). Такие больницы уже были возведены в Португалии и Арабских Эмиратах, и доказали состоятельность подхода (особенно для заказчика, который имеет одного представителя вместо обычных нескольких десятков).

Транспортная инфраструктура также внедряется единой системой. Так, в Нюрнберге Siemens внедрил первые в Европе поезда метро без машинистов и внешнего управления, полностью оснастил 2 ветки метро и прилежащие коммуникации. Таким образом, принимая во внимание тренды 1 и 2, компания предлагает свой ответ рынку.

Стратегия 3. Ориентация на современных, выдающихся и экономичных решениях. Эти качества редко сочетаются, но Siemens умеет находить такие рынки. Например, скоростные поезда (в России - «Сапсан», в Германии - ICE) оснащены энергосберегающими минитрансформаторами от Сименс.Энергетика (тренд 5), кроме того, сами поезда представляют собой экологически чистый транспорт (тренд 3) и становятся все более востребованными в следствие трендов 1 и 2.
Вопрос, что вообще дают эти тренды, помимо возможности «поймать волну» и опередить рынок?

Самое главное, и особенно в В2В маркетинге, это коммуникации с заказчиком. Обычно заказчик получает несколько равноценных предложений, и должен аргументировать свой выбор перед своим начальством. Вы же можете ему существенно помочь – и как раз с помощью трендов, которые сегодня уже являются неоспоримыми аргументами.

Конечно, очень часто тренды бывают голословными, слишком общими или слишком долгосрочными. Но давайте вместе хотя бы изредка стараться представить, что они сбудутся, и пытаться понять, как стоит нам изменить наш бизнес в сложившихся условиях.