понедельник, 9 ноября 2009 г.

Твиттер для дела (часть 1)

Выбирая очередную тему для записи в блоге, я не мог не остановиться на Twitter'e и о том, как его возможно использовать на благо вашего маркетинга. Выступая на конференции Top Marketing Management, я получил достаточно вопросов на эту тему, и хотел бы поделиться своим мнением о том, почему на мой взгляд, Twitter - один из важнейших интернет-инструментов для вашего маркетинга.
В самом начале необходимо четко сформулировать задачи нашей активности в Twitter. Они бывают совершенно разные, поэтому и инструменты для их реализации будут разительно отличаться друг от друга. Давайте выделим 5 наиболее популярных типов блогов в Twitter'е в зависимости от поставленных задач.

Тип 1: Cross-posting
Цель: Обеспечивать определенный траффик на корпоративный сайт, блог или другие ресурсы.
Подходит для: компаний, продающих своим сайтом; интернет-компаний; компаний с постоянно обновляющимися предложениями (например, туристические агентства, авиаперевозчики итп.)

Вообще, именно так начинают свою судьбу в Twitter'e большинство компаний. Cross-posting может начинаться от элементарного дублирования новостей вашего сайта или новых постов вашего корпоративного блога, и заканчиваться ручным добавлением интересных материалов с сылками, ведущими к вам на сайт, блог или другой ресурс.

Стоит также заметить, что если ваша компания занимает не очень известное в отрасли положение и не имеет огромной армии поклонников вашей продукции, то от банального кросс-постинга вам непременно стоит отказаться. Ведь никому не интересно читать твитты, содержащие одни только ссылки.

Вместо этого рекомендуем вам комбинировать интересную информацию по тематике вашей отрасли с вашей собственной информацией. Доля автоматических кросс-постов новостной ленты или ленты блога не должен превышать 30-40%, а оптимально он должен не выходить за рамки 20%. В противном случае, вы предстанете в глазах читателей твиттером-ботом или автоматической системой.

Ссылки важно давать ежедневно, основательно думать над их оформлением в загадочную и провокационную форму. Именно это заставит ваших читателей перейти по этим ссылкам, что и является вашей задачей номер 1.

NB: важна большая база подписчиков, причем, интересующихся тематикой вашего бизнеса.
Тип 2. Client support
Цель: Информирование и поддержка существующих клиентов
Подходит для: компаний с относительно небольшим количеством клиентов; компаний со сложными / высокотехническими продуктами; большинству В2В компаний.

Здесь все проще - в таких твиттах необходимо раздавать ссылки на все материалы, которые могут облегчить вашим клиентам процесс использования вашим продуктом или услугой. Как пример, обзор новинок, технических спецификаций, отраслевых сайтов и мнений экспертов.

В результате, с помощью такого твиттера вы можете показать себя с высокопрофессиональной стороны, а кроме того, мониторить возникающие вопросы и оказывать вашим существующим и потенциальным клиентам необходимую поддержку.

NB: Не стоит создавать такую тематику для Twitter'ов компаний, которые предлагают массовые и понятные в использовании продукты.

Тип 3. Spread of ideas
Цель: Формирование спроса
Подходит для: компаний, занимающих существенное и известное место на рынке; компаний, предлагающих продукты среднего и долгого цикла жизни; сезонных компаний; компаний, проводящих достаточно часто промо-акции

Клиентов важно не только поддерживать относительно продукта существующего, важно еще и формировать спрос на продукты новые, будущие. Именно поэтому Google поднял шум вокруг Google.Waves задолго до массового запуска, а за несколько месяцев до появления нового iPod'a или нового iPhone весь интернет уже засыпан промо-видео, сравнениями и описанием функционала новинок.

Воспользуйтесь этим инструментом и вы, пусть даже если вы и не Google, и не Apple. Создавайте шум вокруг продуктов и услуг, готовьте к новинкам публику, и конечно, ведите свой "инновационный" Twitter, обсуждайте тут новые идеи и готовьте публику к будущему.

NB: важно вовлечение в процесс читателей, постарайтесь войти с ними в контакт, узнавать их мнение по поводу возможных инноваций итп. Крайне нежелательно в таком типе Twitter'a использовать автоматический cross-posting.

Тип 4. Branch twit
Цель: Завоевание / увеличение доли рынка; увеличение известности о компании и ее продуктах.
Подходит для: компаний, конкуренция в отрасли среди которых высока, или количество компаний в отрасли значительно большое; неизвестных компаний с малой репутацией; новых компаний;

Идея заключается в том, что создается отраслевой или, так скажем, тематический Twitter, представляющий всю отрасль. Но значительной частью контента становятся ссылки и новости из стана вашей собственной компании. За счет этого вы избегаете недоверия, которое нередко проявляют к блогам и твиттерам конкретных компаний, к тому же, и малоизвестных.

NB: важно не переборщить со своим собственным контентом, направленным на ваши продукты. Максимально допустимая доля сообщений о вашей компании: 30%. Если вы занимаете больший вес в отрасли, ищите счастье в типе 3.

Тип 5. Мanagerial Twit
Цель: обеспечить доверие партнеров, акционеров и крупных клиентов.
Подходит для: компаний с известными первыми лицами; компаний, существенная часть бизнеса которой зависит от партнеров или крупных клиентов.

Здесь вы уже ведете Twitter от одного лица, например, CEO компании. И рассказываете не столько о продуктах и услугах, сколько об эмоциях относительно дел компании в целом. Например, рассказываете о результатах переговоров, поездок и внутренних решений, если информация не требует секретности. Вы повышаете свой имидж как управленца, и вместе с тем, имидж компании как инновационной, открытой, прозрачной, и следовательно, привлекательной для партнеров и крупных клиентов.

NB: здесь главное не переборщить и не превратить Twitter в личный дневник. Избегайте постов вроде: "Опять жду самолета в Шереметьево. Пью кофе в Starbucks'e"

На данный момент даже определение одного из пяти концепций ведения Twitter'a может в дальнейшем существенно помочь. Ну а в конце недели я обещаю рассмотреть инструменты, которые помогут достичь ваших целей в каждом из пяти случаев.

4 комментария:

  1. Леонид, а насколько активно сейчас Твиттер используется в Германии? Есть ли удачные примеры использования Твиттера как корпоративного маркетингового инструмента? Сейчас просто основная информация о Твиттере идет из Штатов, а про Европу как-то мало говорят.

    ОтветитьУдалить
  2. Я в презентации, которую публиковал пару постов назад, отметил, что в Германии по моим собственным исследованиям 7 В2В компаний из Топ-10 имеют Твиттер. Но в целом полагаю, это больше исключение, большинство из компаний не имеет какой-либо стратегии и использует Твиттер как кросс-постинг новостной или блог-ленты.

    В целом же, полагаю, что в Штатах конечно интернет-маркетинг развит сильнее чем в Германии. И если тенденция развития этого сегмента в России продолжится, то в течение 1-2 лет мы тоже обгоним немцев. Уже сейчас во многих сферах мы показываем себя более "интернетализированными", и все говорит за то, что этот тренд продлится еще как минимум несколько лет. Это лично мое мнение)))

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте Леонид. Стоит ли новой компании, не имеющих постоянных клиентов, которая только только выходит на рынок, использовать твиттер и если да, то каким способом?
    Также читал, что 80% юзеров твитера используют его для развлечений, и пишут в основном о себе любимых, как можно на них воздействовать? )
    Кстати спасибо за блог, с удовольствием его читаю.
    Сергей.

    ОтветитьУдалить
  4. Сергей, приветствую,
    если вам позволяют ресурсы, то почему бы и нет? Многое зависит от вашей отрасли, от вашей ключевой аудитории, от того, есть ли она в интернете вообще и в Твиттере в частности.

    Если у вас нет постоянных клиентов, то в Твиттере вам лучше всего составить информационный блог, либо о деятельности, продуктах и преимуществах вашей компании либо об отрасли вообще. Начнете со второго, дело пойдет быстрее, но работа более кропотливая.

    С другой стороны, начав сегодня, вы как минимум ничего не теряете, а даже если 5-10 человек в день будут переходить на ваш сайт, кто знает, вдруг завтра среди них окажется ваш будущий клиент.

    Удачи вам!

    ОтветитьУдалить