вторник, 26 мая 2009 г.

Создавая руками клиентов

Знаете, какой бизнес сегодня самый дорогой?Нет, отнюдь не нефтеиндустрия и не производство Coca-Cola! И даже не Google, Amazon или Yahoo! Самый дорогой бизнес сегодня - это тот, который создан руками ваших клиентов!

В Берлине всегда было несколько футбольных команд. Самая известная сегодня - "Герта", она представляет западную часть города. В традиционном Восточном Берлине в эпоху ГДР имелось несколько клубов: "Динамо", "Тенис-Боруссия", "Унион" и другие. В 1990 году, при объединении Германии, стало ясно, что восточные команды не могут тягаться с западными, и они "утонули" в третьих, четвертых и пятых лигах страны.

Тем не менее, "Унион" нашел в себе силы и в мае 2009 года завоевал место во 2ой Бундеслиге, что можно назвать относительным успехом. Команда пользуется популярностью у альтернативной части населения, или же у тех, кто чтит традиции ГДРовского прошлого. Тем не менее, именно небольшой клуб из Берлина победил в моем собственном спортивном рейтинге за лучший маркетинговый ход в спорте.

"Униону" уже давно было пора обновить арену. Но как известно, сделать это клубу из 3ей Лиги ой как не просто - спонсорские деньги не такие, как в ведущем эшелоне, зрителей приходит меньше, а расходы такие же, как и у ведущих клубов. И тогда руководство клуба село за стол с представителями болельщиков, и было заключено уникальное соглашение.

А именно, болельщики вызвались сами, в свое свободное время, помочь при постройке стадиона. Они конечно скинулись деньгами, но в основном решили помочь руками и временем - и хоть обновление стадиона определенно нуждается в работе профессионалов, обычные рабочие на такой массовой стройке ой как необходимы. 

В итоге около 1600 человек добровольно откликнулось на призыв о помощи, а сама новость широко распространилась по всей стране, и не только по спортивным медиа. 

Пресс-атташе клуба Кристиан Арбайт в интервью Reuters заметил:
"Сотрудничество со стороны болельщиков было просто впечатляющим. Люди приходили работать по выходным, во время отпуска, студенты трудились в дни университетских каникул. Этот стадион будет иметь исключительную ценность. Он будет дороже, чем стадион, построенный какой-нибудь одной богатой компанией"

На сайте клуба появился раздел, в котором сообщается о том, что было сделано в каждый из дней строительства, а также установлена веб-камера. Из-за этого количество желающих помочь увеличивалось во время проекта практически постоянно. На сегодняшний день работы практически окончены, а новый сезон, который стартует в августе, "Унион" проведет уже на обновленной арене.

А теперь давайте подумаем о плюсах такого сотрудничества для обеих сторон.

Для болельщиков:
1. Современный стадион, который в любом случае для них как второй дом
2. Лояльность со стороны клуба
3. Причастность к истории клуба (ведь историю уже не перепишешь!)
4. Внимание прессы к своей деятельности и субкультуре(а что вы думаете, когда болельщики поют и расстилают полотна на всю трибуну, они не этого хотят достичь)
5. Повышение имиджа болельщиков в целом

Для клуба:
1. Лояльные клубу болельщики (ведь они сами участвуют в создании продукта)
2. Экономия средств (во время кризиса особенно актуально)
3. Бесплатный шум в прессе (а что еще нужно клубу для привлечения новых зрителей?!)
4. Получение новой арены
5. Повышение интереса спонсоров
 
Плюсы от такого сотрудничества на лицо. Существенных минусов я пока не заметил (может, я просто смотрю через розовые очки?). В любом случае, эта история может послужить хорошим уроком: 
привлеките ваших клиентов к созданию продукта и они останутся с вами надолго!

4 комментария:

  1. Очень хороший пример с 1.FC Union Berlin. Давно обратил внимание на этот клуб, но вот про строительство руками болельщиков - не знал. Большое спасибо за новость.

    Когда увидел, как стадион в Берлине поет гимн Eisern Union, да еще с такими словами, то просто обалдел:

    http://www.youtube.com/watch?v=TCrCRez2CcM

    Не удивительно, что такие классные болельщики помогают такому классному клубу при строительстве стадиона.

    ОтветитьУдалить
  2. Фанатизм идейность великая сила, не верю в альтруизм, и больше чем уверен там есть подводные камни...

    ОтветитьУдалить
  3. Самый лучший ужин, это приготовленный сообща:)

    ОтветитьУдалить
  4. Wadim Lebedev, я позволю несогласиться, т.к. сам в подобных вещах участовал совершенно бесплатно, за идею.

    Каждое предматчевое шоу на трибунах, с мозайкой итп, готовится минимум неделю и в нем участвуют минимум 50 человек (в подготовке).

    Kruglyashok,
    это твоя народная мудрость?))

    ОтветитьУдалить