четверг, 18 марта 2010 г.

Лучшие компании для работы в маркетинге (США)

Для успешной карьеры в маркетинге и дальнейшего саморазвития в этой области как никогда важно сделать правильный первый шаг. На прошлой неделе я спросил вас, в каких российских компаниях стоит начинать карьеру в маркетинге. Я все еще жду ваших мнений, ответов и идей, а пока предлагаю познакомиться с рейтингом лучших американских компаний для работы в маркетинге.
Почему американских?

Ну, во-первых, они преобладают в списках самых желанных компаний для работодателей, во-вторых, экономические и политические потрясения не так задевали американские фирмы, как их европейских и отечественных конкурентов, а значит, сохранены традиции, история и восприятия клиентов. Ну и самое главное, именно в Штатах как таковой сформировался современный маркетинг.

При оценке я полагался на следующие параметры: маркетинговая ориентация компании, маркетинговая база знаний и опыт в этой области, инновационность маркетинга и ориентированность на тренды, ассортимент продуктов и услуг, карьерные возможности, глобальное присутствие компании, влияние работы в компании на вашу будущую профессиональную карьеру.

И, разобрав все по полочкам, вот что получилось:

Лучшие американские компании для работы в маркетинге

10. General Electrics

Отрасли: B2B, бытовая техника

Крупнейшая американская производственная компания специализируется практически во всех отраслях машиностроения и энергетики, начиная от локомотивостроения и заканчивая производством медицинского оборудования. Саму же компанию еще в конце 19 века основал знаменитый изобретатель Томас Эдисон.

Если вы планируете работать в В2В маркетинге – то лучшей школы маркетинга вам не найти. Огромное количество перспектив, как вдоль определенной категории, так и между департаментами и отраслями внутри компании делают ее особенно привлекательной. Не стоит забывать, что в числе активов General Electrics – GE Money Bank и телекомпания Universal (NBC).

Главные маркетинговые специализации: В2В-маркетинг, ивент-менеджмент, социальный маркетинг.

9. Hewlett Packard

Отрасль: потребительская электроника, В2В

В последнее время, НР значительно расширили свою продуктовую линейку, успешно конкурируют по всему миру с азиатскими производителями и существенно укрепляют главный бренд компании.

Помимо знаменитых на весь мир продуктов электроники, НР имеет большое количество В2В ориентированных подразделений, а в последнее время, активно представляет себя на рынке поддержки и услуг.

Главные маркетинговые специализации: инновационный маркетинг, клиентоориентированность (поддержка клиентов), В2В-маркетинг.

8. Ford Motors

Отрасль: автомобилестроение

В этом году Форд впервые за много лет вышел на первое место по продажам новых автомобилей в США, да и в Европе и России по-прежнему проводит очень грамотную антикризисную политику. Широкая автомобильная линейка, огромное количество различных рынков и крупная сеть собственного производства позволяют сотрудникам обрести хорошие перспективы для роста.

Кроме того, Форд исторически умело управлял всеми инструментами маркетинг-микс, поэтому у компании сложилась серьезная база знаний.

Главные маркетинговые специализации: стратегический маркетинг, маркетинг-микс, инновационный маркетинг.

7. Google

Отрасль: веб-технологии

Ни для кого не секрет, какими темпами развивается в последнее время самый популярный поисковик в мире. Тем не менее, вы здесь не только сможете творить и развиваться в свободной творческой атмосфере, но также получите шанс внести свой вклад в маркетинг корпорации. Ведь все, что касается интернета, компания продвигает замечательно, тогда как на настоящем рынке продуктов и услуг наблюдаются существенные трудности (например, связанные с продвижением гугловского смартфона, например).

Тем не менее, работая в маркетинге Гугла, вы обеспечиваете себе отличную базу интернет-маркетинга, а кроме того, не только учитесь определять тренды, но и сами задаете их. Ну, а кроме того, после работы здесь – двери в любую компанию, хоть немного связанную с интернетом, для вас открыты нараспашку!

Главные маркетинговые специализации: интернет-маркетинг, инновационный маркетинг, вывод новых продуктов на рынок.

6. McDonalds

Отрасль: ресторанный ритейл

Огромное маркетинговое искусство – делать очень простую, во многом, вредную еду, и уметь продавать ее так, как это умеет делать МакДональдс. Именно эта сеть ресторанов быстрого питания превратилась в символ отрасли, а для многих является беспрекословным авторитетом.

Этим маркетинговым искусством стоит определенно овладеть изнутри. Кроме того, МакДональдс постоянно оглядывается на тренды – в последние годы все больше «зеленой» и свежей еды появляется в традиционном его меню. Кроме того, эта компания, несмотря на высокий уровень глобализации, умеет замечательно приспосабливаться к локальным рынкам. И все это говорит о том, что именно в маркетинге здесь можно еще многому поучиться.

Главные маркетинговые специализации: стратегический маркетинг, международный маркетинг, социальный маркетинг.

5. Colgate Palmolive

Отрасль: потребительские товары

Традиционная американская компания (на рынке с 1806 года), производящая товары для дома и быта, попала в наш рейтинг в первую очередь благодаря своей давней истории работы на маркетинговом рынке. Большинство ее брендов еще с начала ХХ века украшали полки магазинов, а рекламные постеры украшали стены переходов, мостов и витрин.

Если интересно, посмотрите рекламные плакаты Colgate Palmolive начала или середины 20 века, и вы поймете, на чем основана сегодняшняя рекламная индустрия. Среди крупнейших мировых брендов: Colgate, Palmolive, Ajax, Mennen.

Вот здесь старые интересные рекламные кампании.

Главные маркетинговые специализации: бренд-менеджмент, вывод новых продуктов на рынок.

4. Nike

Отрасль: товары для спорта

За относительно короткое время своего существования (а ведь компании нет еще и 40 лет), Найк сумел добиться выдающихся результатов, во главе которых – построение самого сильного спортивного бренда в мире. Более того, американской компании пришлось принять законы спорта, переориентироваться на чужой для Америки европейский футбол, и одеть в свою форму главные команды старого света: Манчестер Юнайтед, Барселону, Арсенал, Интер, московский Спартак, а кроме того, сборные Бразилии, Португалии, Голландии и другие.

Кроме всего прочего, Найк представляет собой инновационную и социально ответственную компанию, и в этих областях у вас еще есть чему поучиться у американцев. Единственной проблемой Найк является отсутствие такой системы продаж, как у конкурирующего Адидаса – но тут уже маркетинг решить эту задачу бессилен.

Главные маркетинговые специализации: инновационный маркетинг, бренд-менеджмент, ивент-менеджмент, социальный маркетинг.

3. Apple

Отрасль: потребительская электроника

Ну разве нужно вообще что-то писать об этой компании. Стив Джобс и его команда смогли не только создать самый современный и самый модный бренд на рынке компьютеров и музыкальных плееров на несколько десятков лет, они сумели сделать из каждого продукта легенду, и вместе с тем, создать самую большую «в среднем по больнице» добавленную стоимость.

Именно здесь создаются тренды на последующие десятилетия. Маркетинг непосредственно связан с дизайном, продуктом и его функциональностью.

Поработав в маркетинге этой компании, у вас открываются двери в любую компанию любой отрасли.

Главные маркетинговые специализации: инновационный маркетинг, маркетинг слухов, продукт-менеджмент.

2. Coca-Cola

Отрасль: потребительские товары

Самый популярный и самый продаваемый напиток на планете, самый сильный бренд среди всех существующих, традиционный, и в то же время, современный продукт – все это делает Кока-Колу одной из лучших компаний из тех, где стоит начинать маркетинговую карьеру.

Именно тут смогли достичь лучшего взаимодействия между маркетингом и продажами (ведь Кока-Колу знают везде, и купить ее можно везде), а кроме того, в последнее время компания расширяет линейку своих брендов, что существенно повышает ее привлекательность для тех, кто хочет заниматься разными проектами и рассчитывает на карьерный рост.

Главные маркетинговые специализации: бренд-менеджмент, трейд-маркетинг, классическое продвижение.

1. Procter&Gamble

Отрасль: потребительские товары:

Номером один в нашем рейтинге лучших компаний для работы в маркетинге становится мультибрендовый производитель потребительских товаров Procter&Gamble. Дело не только в богатой истории, широком портфеле брендов (Gillette, Pampers, Head&Shoulders, Nivea, Duracell, Tide, Ariel, Braun, Old Spice и многие другие), но и в том, что само понятие бренд-менеджмента зародилось именно тут, когда в 30е годы компания собрала достаточно значительный бренд-портфель.

Если вы поищите в интернете вопрос, где лучше всего начинать в маркетинге, ответ будет однозначным. Ну а принцип Growing from within поможет достичь более высоких позиций, пусть и не так быстро, как в компаниях-конкурентах. А самое главное, что после двух-трех лет работы здесь, вы – желанный кандидат в любую компанию, действующую на рынке потребительских товаров, естественно с повышением оклада и позиции.

Главные маркетинговые специализации: бренд-менеджмент, классическое продвижение, вывод новых продуктов на рынок.

Весь список ТОП-20 американских компаний для работы в маркетинге по версии блога «1001 идея для маркетинга»:
1. Procter&Gamble
2. Coca-Cola
3. Apple
4. Nike
5. Colgate Palmolive
6. McDonalds
7. Google
8. Ford Motors
9. Hewlett Packard
10. General Electrics
11. Microsoft
12. Intel
13. Citi Group
14. Dell
15. American Express
16. Starbucks
17. Amazon
18. BCG
19. Southwest Airlines
20. Wal-mart

PS Буду очень признателен, если вы поможете в составлении аналогичного списка российских компаний.

11 комментариев:

  1. Леонид, Вы привели несколько удивительный список. Кроме, Google и Apple, где используются действительно технологии будущего, всё остальное - это корпорации прошлого века, американский капитализм докризисного образца. P&G, Макдональдс и Кока-Кола - это вообще "шаурма". P&G - это максимум телерекламы и минимум маркетинга. Если у Вас есть достаточно финансовых средств, чтобы построить такую сеть дистрибуции, как у P&G или Кока-Колы, Вы можете продавать хоть ослиную мочу. Откройте на досуге журнал CEO, там много пишут от серьёзных в маркетинговом отношении компаниях, и Вы без труда сможете набрать материала на один приличный пост.

    ОтветитьУдалить
  2. @Александр,
    очень с вами не соглашусь.

    Видимо у вас совершенно другое понимание маркетинга. Маркетинг на мой взгляд - весь спектр усилий, направленный на долгосрочное привлечение и удержание клиентов, служащий основной поддержкой продажам. Сеть дистрибуции не с неба падает, и в конце концов, ее вполне возможно копировать, а вот копировать силу бренда невозможно.

    На счет вашей "шаурмы": а телереклама не является маркетинговым инструментом? А вы знаете, когда она появилась? И когда появились Procter&Gable с Кока-Колой?

    Здорово, что в журнале СЕО есть обзор компаний с серьезным маркетинговым отношением. Интересен на самом деле результат. А результат, например, выражается в стоимости конкретного бренда продукта или бренда компании - это как раз заслуга маркетинга.

    Или в добавленной стоимости, которая трансферируется в наценку. Это тоже создавалось маркетингом напрямую.

    Повторяю, речь идет не о компаниях, блеснувших однажды свежим маркетинговым решением, а о компаниях, долгое время успешно остающихся на вершине волны. Именно в таких компаниях стоит учиться классике маркетинга с тем, чтобы потом в новых компаниях и проектах применять свежие решения!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, было интересно прочитать. Про GE осенью прочитал книгу "Мои годы в GE" Джека Уэлча, очень интересно было, много нового узнал об этой компании.
    @Александр - согласен с автором в том, что маркетинг - это комплексное мероприятие, включающее в себя в том числе и рекламу, и дистрибуцию. Не по наслышке знаю, как серьезно Колгейт относится, например, к тестированию эффективности своей рекламы. Просто Гугл и Эппл - это всегда ярко, свежо и нацелено на нас с вами. А мыло и шампуни продвигаются и продаются иначе, чем айфоны и андройды, их реклама и продажа ориентирована на совсем другого потребителя, поэтому нами она меньше замечается. Ну а GE и HP очень сильно ориентированы на Б2Б, и их усилия на этом фронте мы не увидим, пока не столкнемся с ними по бизнесу. Там маркетинг в основном представляет из себя спец условия для партнеров, техническое сопровождение, обслуживание, модернизацию.

    ОтветитьУдалить
  4. Леонид, я понимаю, о чём Вы говорите. Но я пытаюсь посмотреть на Ваш список не с точки зрения бизнесмена, а с точки зрения потребителя. И вот что выходит: если продукты Apple вызывают у меня восхищение, то от продуктов McDonalds меня тошнит ;) Вот Вам и весь маркетинг.

    Что касается эффективности, то меня больше интересуют не те кейсы, где в бизнес вкладывают $10 000 000, чтобы получить на выходе $12 000 000, а те, где начинают с минус $1000 и создают в результате процветающую компанию. Другими словами, меня привлекает не гигантизм, а новизна идей и разумность технологий. Именно поэтому я подверг сомнению соседство на мой взгляд совершенно разных по духу компаний в Вашем списке.

    ОтветитьУдалить
  5. Леонид, интересный список. Так понимаю это полностью Твой анализ?
    Хочется согласиться с Александром по поводу качества питания "Мак доналдс", по поводу "Кока-колы" и её вроде устаревших маркетинговых возможностей.


    Но, однозначно соглашусь с Тобой. Что, дело не в том, какими методами. А суть в том сколько платить за имя в итоге.

    В конце XIX века был слоган"Kodak" - “Вы нажимаете на кнопку, остальное делаем мы".

    Какая разница когда его придумали. Он эффективный вне времени. Это классика жанра. Лаконичность, суть, создание образов потребителем.

    И если эти методы применительны к данному типу бизнеса. Значит они эффективны. Нет смысла подвергать инструменты маркетинга кажущиеся "шаурмой" отдельно от структуры конкретного бизнеса.

    ОтветитьУдалить
  6. @Александр Киреев,
    я понял вас, мы просто немного с разных точек зрения рассматриваем этот вопрос.

    Я в первую очередь имел ввиду компании, в которых полезно начать работу в маркетинге, чтобы в дальнейшем развиваться в этой области. То есть, маркетинг с позиции профессионалов в этой области.
    В этих компаниях пожалуй не научат супер гениальным идеям, но могут научить как наиболее эффективно применять маркетинговые активности, чтобы с наибольшей вероятностью достичь маркетинговых целей.

    @maks-west,
    спасибо, рейтинг составлял сам, используя личные оценки компаний по нескольким параметрам. Я собираюсь опубликовать те параметры, которые я оценил, возможно вы внесете какие-то коррективы. Разумеется, мой рейтинг в чем-то субъективен, поскольку во многом отвечает моим собственным потребностям)) Но как минимум, заставляет задуматься...

    ОтветитьУдалить
  7. Ну Уэлч это большой "бермудский маркетинг". Отпиаренный менеджер (очень напоминает по pr "гениев" Бренсона и Трампа), который действительно чего-то достиг (?), но при этом раздул компанию под свой "золотой парашют" и потом тихо ушел. Компания до сих пор пожинает плоды великого Уэлча.

    Не говоря уже о трудах гениальной жены Уэлча, которая изобрела новый метод планирования "10 минут, 10 дней, 10 лет". ;)

    Ладно я не об этом...

    Леонид, я так понял Вы не совсем учитывали в своем анализе "репутацию" и "имидж" компаний? А подходили с точки зрения "инструментария маркетинга"? Хорошая практика для маркетолога и не более?

    Или как?

    ОтветитьУдалить
  8. @Michelino,
    я учитывал репутацию компании в маркетинговых кругах.

    Иными словами, вы ищите человека на место, и некоторые компании и отдельные проекты в них говорят про то, что у него есть определенная база опыта, навыков и знаний в маркетинговой среде.

    Если говорить о репутации компаний, то в последнее время крупнейшие мировые компании все больше работают над этим элементом, инвестируя миллионы в корпоративную отвественность. Тем самым они хотят улушить свою репутацию "глокально" (по всему миру, но в каждом сообществе ориентируясь на его нужды). Это, впрочем, другой регион.

    Интересно, а по каким бы вы критериям предложили оценивать?

    ОтветитьУдалить
  9. Ну я не соглашусь с Вами полностью о "корпоративной ответственности". Говорить о ней и соблюдать ее политику это разные вещи.

    То что это "экологично" быть ответственным да, но та же Тойота оказалась компанией мифом.

    Тот же Гугл куда более деспотичная компания (запрещены блоги о компании,NDA на все, даже на собеседование и т.д.) чем Microsoft, хотя все привыкли к стереотипу "Империи зла Билли".

    В маркетинговых кругах в среде руководителей или исполнителей? Или подрядчиков на аутсорсе маркетинга и рекламы?

    У меня есть формула выбора компании, но она странно работает. ;) 5 лет не могу нормальную работу найти, т.к. ни одна и компаний не проходит до нужного среднего показателя. Правда практика показывает, что я был максимально объективен и там "вакансии" постоянно свободны!

    А так ингредиенты формулы это: анализ заинтересованных групп, внешнего окружения и информации. Опыт потребителя, опыт бывших сотрудников, слухи и негативы, личное общение, анализ через HR специалистов, мониторинг их комплекса маркетинга и конечно анализ ЖЦВ (вакансии).

    P.S. Про "глокально" не помню где, но прочитал что это очередной модный термин аки "инновации".
    P.S.2. Конечно формула строится на личной мотивации: Что надо мне? Денег, опыта или "эрзаца"?

    ОтветитьУдалить
  10. Авто продать требуется определенный маркетинговый подход наука в действии, способы продаж и рекламирования могут быть настолько разными но главное - результат, например когда обращаешься в StandartMedia.ru результат есть, а это главное

    ОтветитьУдалить
  11. Join EverydayFamily now and you will get stage by stage pregnancy and baby email newsletters, promotions and weekly coupons as well as free baby samples, baby coupons, baby magazines and much more.

    New Members are Entered to Win Free Diapers for a Whole Year!

    ОтветитьУдалить