среда, 21 апреля 2010 г.

Нажиться на вулкане


Как интересна все-таки наша жизнь! Вот посмотрите, что мы знали о вулканах еще неделю назад? Практически ничего... А вот теперь благодаря исландскому вулкану Эйяфьядлаекюдль мы все как минимум знаем, что извержения могут длится от шестидясети секунд до шестидясети лет, что вулканическая пыль вздымается на высоту до 10 тысяч метров, и самое главное, что в зоне распространения вулканической пыли авиаперелеты совершенно невозможно!
Штурм поездов на вокзале в Гамбурге
Европа столкнулась с транспортным коллапсом, путешественники и командированные рабочие буквально "застряли" в аэропортах на всем континенте, и особенно на Британских островах. Авиакомпании терпят миллиардные убытки, срываются контракты и доставки, и даже почти сорвался полуфинал футбольной Лиги Чемпионов. Однако, если думать прогрессивно, а самое главное, быстро, то можно найти множество способов заработать на той ситуации, которая возникла в Европе на этой неделе.

Я вот подумал всего несколько минут, и нашел 10 интересных примеров и способов заработать на кризисе:

1. Автобусные фирмы, которые в последнее время потеряли свою значимость в Европе, могли бы подсуетиться гораздо быстрее и активнее, и предлагать альтернативу перелетам, особенно на средних и коротких дистанциях. По словам одного из знакомых, Eurolines пустили-таки два автобуса в день из Эстонии в Германию вместо одного, но были при этом очень недовольны. Я бы на их месте пустил 5 и был бы счастлив - ведь наверняка найдутся 300-400 человек в день, которые, пусть и на автобусе, но захотят поскорее попасть домой.

2. Такси и водители-извозчики могли бы просто озолотиться на средних дистанциях. В Германии, например, обычно платят попутчики платят 5 евро за 100 километров, но во времена коллапса цена бы могла достигнуть и 15-20 евро. Вот теперь и представьте: из Гамбурга до Мюнхена около 700 километров, даже если взять троих попутчиков в машину и с каждого взять по 100 евро (а вообще, можно найти и троих, готовых выложить по 150), то за 6 часов пути можно заработать чистыми 300 евро. За вычетом бензина получится около 240 евро. Неплохой приработок, особенно для безработных или имеющих пару свободных дней. Кстати, Саша Рязанцев вот рассказывал, что кто-то заказал такси от Стокгольма до Парижа за 4000 евро. И такое бывает!

3. Информация становится драгоценной в это время, и те, кто ее грамотно представляют, завоевывают внимание аудитории и обеспечивают себе инновативный имидж. Газета.ру сразу продемонстрировала карту распространения облака, а Яндекс и вовсе создал специальный сервис, который обобщает работу всех европейских аэропортов. И это только начало!

4. Позитивное освещение событий помогает с юмором отнестись к ситуации. Но футбольному клубу Ливерпуль должно быть не до смеха - им после матча в понедельник уже на следующий день пришлось отправиться в 21часовое путешествие на поезде и автобусах на следующий матч Лиги Европы в Мадрид. Тем не менее, ливерпульские ньюсмейкеры даже эту ситуацию использовали себе в плюс, создав на официальном сайте клуба блог, посвященный автобусной поездке клуба через всю Европу.

5. Индустрия проживания несомненно может пожинать плоды, ведь никто не хочет ночевать в аэропорту несколько ночей. Спрос как всегда велик, но почему бы не начать продвигать отели, а особенно, небольшие домашние пансионы прямо в аэропорту. А еще включить в стоимость пакета трансфер из аэропорта и обратно, предложив комплексный продукт. Позиционировать можно легко: как знакомство с локальной культурой вместо утомительного ожидания в терминале.

6. Индустрия развлечений также должна пожинать плоды. С учетом того, что делать в аэропорту сравнительно нечего, различные развлекательные мероприятия могли бы завоевать внимание ожидающих. И уж тем более, чем меньше город, в котором находится аэропорт, тем больше шансов предложить на время ожидания культурную программу: кино, музеи, выставки, рестораны, возможно даже шоппинг или активный отдых.

7. Другие туристические направления, не пораженные облаком, могли бы стать отличной альтернативой уже выбранным целям. В то время как из России не летали самолеты в Северную Европу, можно было пытаться продавать Тунис, Египет, Марокко, Турцию и Балканы как возможные для полетов направления. Афиши в аэропорту "Наши самолеты до сих пор взлетают!" могли бы привлечь внимание и изменить выбор отправляющихся в путешествие.

8. Страховые компании также могли бы сделать себе неплохой маркетинг, начиная принимать страховки по невылету из-за вулканической пыли. Разумеется, в среднем таковые инцеденты случаются нечасто, но после последних событий количество людей, желающих купить такую страховку, несомненно увеличится. Кроме того, страховые компании могут позиционировать себя как "уникальные", уже сейчас рассказывая о тех немногих случаях, где люди на самом деле получили какие-то выплаты.

9. Транспортные компании, перевозящие промышленные грузы, могли бы включить дополнительную услугу наземных перевозок, существенно подняв за нее цену. Всегда найдутся компании, доставка для которых важна здесь и сейчас, неважно почем. За счет них транспортные компании смогли бы получить немалую прибыль.

10. Авиакомпании потеряли в сумме 1,7 миллиардов евро, но даже некоторые из них могут извлечь выгоду из кризиса. Например, те из них, которые имеют относительно мало рейсов, могут объявить о том, что отмененные билеты будут действовать еще в течение года, или даже вернуть деньги (или равноценный сертификат на покупку) клиентам.

Вместе с этим, о таких действиях нужно громко заявлять, показывая свою клиентоориентированность на фоне более крупных незаботящихся о клиентах конкурентов.

Всего лишь 10 идей, наверняка, у вас найдутся еще очень и очень интересные. А всем нам будет интересно их услышать в комментариях.

7 комментариев:

  1. Главное, чтобы это не выглядело слишком уж нагло. Мне кажется, попытки нажиться на неприятностях и трудностях других людей ни одной компании хорошего имиджа не создадут.

    Внезапное повышение спроса в данном случае должно вести не к росту стоимости при сохранении объема продукта или услуги, а к оперативному увеличению объема производства, сбыта или предоставления услуг. Плюс, возможно, использованию новых каналов сбыта и коммуникации.

    За примерами обратного далеко ходить не надо: в день мартовских взрывов в московском метро частники предлагали прокатиться в центр за 200 евро. Простым автомобилистам, готовых подвезти людей от метро бесплатно, обещали разбить стекла в машине.

    ОтветитьУдалить
  2. Леонид, особенно понравилось про: "такси от Стокгольма до Парижа за 4000 евро".

    К сожалению, эти заработки вызовут грусть, сожаление, виток негативных настроений. Это может быть - аморально. В конце концов, подло.
    Но! Бизнес - есть бизнес. И тут, как не крути история бизнеса и способы привлечения капитала берут своё. Просто кто-то может себе позволить нести миллиардные убытки и кормить туристов в аэропортах бесплатно, проплачивать VIP и др залы отдыха, а кто-то может только вернуть билеты в связи с условиями непреодолимой силы.

    ОтветитьУдалить
  3. @kidding, @maks-west,
    возможно, я не совсем правильно выразился: наживаться разумеется не стоит на горе или неудобствах людей.

    Но, как и всегда, изменения внешних условий открывают новые ниши.

    Нажиться в первую очередь стоит за счет предоставления людям нужных для них услуг! То есть, решать проблемы людей по рыночным ценам. Разумеется, если спрос увеличивается - цены тоже увеличиваются, это закон рынка.

    Я вот кроме всего подумал, что в этих аэропортах просто здорово проводить различные промо-акции, только стартовать нужно гораздо скорее. Например, сети и рестораны питания могут дарить бесплатные напитки или десерты тем, у кого задерживаются рейсы. А еще, подумайте только, раздача фирменных подушек для путешественников, напитков для утоления жажды, футболок с прикольными надписями (типа Volcano prolonged my vacations), возможно даже организация специальных автобусных экскурсий по городу и так далее - это лакомый кусок для маркетологов, которые преимущественно ситуацией не воспользовались.

    Как писал в своей книге Антон Попов - развлекай и влавствуй! Компании же заработают как в имидже, так и на последующих продажах.

    ОтветитьУдалить
  4. Леонид, идеи хорошие и полезные.
    Эксперты уже пишут, что Исландию стало посещать больше туристов.
    Уже 8 дней прошло и облако почти развеялось.
    Может быть ещё попробовать серию солнцезащитных очков выпустить с надписью "против пепла вулкана" и смайлик в виде солнышка ;),
    Пляжную сумку - с надписью:
    "пепел вулкана хранить здесь",
    Местной кафешке добавить в меню надпись: "Жерло вулкана", где раздают острый харчо в посуде в виде вулкана. Поле деятельности есть. Жаль только у Исландцев. У нас убытки.
    В Исландии есть действующий вулкан, который посещают туристы на экскурсиях подходя к ним на 20 метров.
    Думаю все маркетинговые программы будут действовать в пределах Исландии, авиа ж\д сообщений связанных с Исландией.
    Не помню когда наша компания отправляла кого-нибудь в Исландию.

    А, по поводу "нажиться" согласен. Надёжнее наживаться оказывая вспомогательные услуги нежели стандартные по завышенным ценам.

    ОтветитьУдалить
  5. Вот, кстати, Скайп как раз подсуетился. Бесплатный WiFi для застрявших в аэропортах. Интернет-то, конечно, за счет Скайпа, а вот звонки на стационарные и мобильные - за счет Скайп кредита. Увеличение объема таких звонков должно повысить доход и перекрыть затраты на покупку бесплатного для пользователей интернета. Так что, я думаю, они все хорошо рассчитали - и людям приятно, и в накладе не останутся, и имидж социально ответственной компании для себя создадут.

    ОтветитьУдалить
  6. @maks-west,
    я думаю, любому туристу, отправившемуся в Исландию, будет как минимум интересно посмотреть "знаменитый" вулкан! А это уже повод для тех, кто быстро подсуетится.

    @kidding,
    вот как раз о таких примерах я и спрашивал. Спасибо, прямо в яблочко!

    ОтветитьУдалить
  7. Ох и ж туда туристов повалило!..
    И всем же не терпится посмотреть на человеческое горе...

    ОтветитьУдалить