среда, 3 апреля 2013 г.

Инновации против правил

Самые успешные инновации совершаются вне правил, устоев или традиций. Скорее даже не вне, а вопреки. Именно так появился плейер Sony, iPhone или Amazon. Да и сегодня по-настоящему успешный бизнес можно построить только подвергнув сомнению существующую бизнес модель.

Одну из таких инновационных идей я обнаружил в городке Тренто, путешествуя на прошлых выходных по северу Италии. Как известно, в большинстве стран Европы магазины закрываются достаточно рано по будням и полностью закрыты по воскресеньям. Сеть супермаркетов Coop нашла выход: они представили круглосуточный сервис, доступный в режиме 24/7. Причем, сделали это элементарно.

Очевидное рядом - прямо в витрине своего магазина Coop разместили большой автомат по продаже самого необходимого. Для итальянцев набор довольно предсказуемый: помимо молока, воды и хлеба в ассортименте присутствуют несколько видов макаронов, соусы для пасты, сладости, шоколад, а также товары первой необходимости: зубная паста, стиральный порошок, мыло, шампунь и так далее.

Этот кейс замечателен по нескольким причинам:
Во-первых, очень простым способом решена проблема покупателя. Покупатели получат возможность покупать тогда, когда им удобно.

Во-вторых, таким образом стандартный ритейл ответил своим онлайн-конкурентам (вы же не будете заказывать макароны онлайн - кто знает, когда их вам доставят, а кушать хочется сейчас).

И в заключении, я практически уверен, что тем самым Coop может существенно изменить отрасль. Ритейл может сократить издержки в виде персонала, мерчандайзинга и даже площадей магазинов. А онлайн-ритейлу придется задуматься, сможет ли он на равных конкурировать со ритейлом классическим  среди товаров первой необходимости.

Если вы хотите изменить рынок, изменяйте правила игры. Coop не пыталс победить растущий онлайн-ритейл в интернете, они лишь дали своим покупателям совершать покупки тогда, когда им удобно.

6 комментариев:

  1. Ну а оригинального то что? Автоматов по продаже всего на свете и в России полно. Ну разве что круг товаров расширен.

    ОтветитьУдалить
  2. Телекомщик,

    Это очень простая инновация, но используется она очень правильно на основе потребительского инсайта. В России во-первых все магазины работают круглосуточно (из-за крайне низкой зп продавцов это легко можно позволить), а во-вторых, кроме аэропортов я что-то не припомню продажи товаров частого потребления через автоматы.

    В Италии магазины закрываются в 7-8 часов и закрыты по воскресеньям и праздникам. Если вам нужен пакет молока, макароны или шампунь - это большая проблема. А вот Coop нашел очень простой, дешевый и удобный способ эту проблему разрешить.

    ОтветитьУдалить
  3. Данное решение применимо только для Европейских Стран, т.к. традиции закрывать рано магазины и не работать в выходные - это для них норма, однако если цены в автомате сопоставимы с полочными в этом же ритейле - это действительно преимущество по сравнению с internet online. В нашей стране культура сформирована абсолютно по другому, в большенстве случаев покупатель старается создать товарный запас на определенный промежуток времени, чтобы не ходить дополнительно в магазин.
    В качестве примера, было бы здорово поставить такие автоматы по продаже алкогольной продукции (например через скан паспорта), но увы Законодательство РФ не позволит сделать это.

    ОтветитьУдалить
  4. Dr. S,
    конечно, полностью согласен. Но здесь речь скорее шла не о том, можно ли эти инновации внедрить у нас, а о самом факте простой и действенной инновации.

    Думаю, кстати, с алкоголем будут сложности. А вот внедрить автоматы по продаже сигарет (как во всей Европе) наверняка будет возможно, особенно после нового сигаретного закона, запрещающего продавать табак в киосках.

    ОтветитьУдалить