четверг, 30 апреля 2009 г.

"Без бюджета": 9 факторов "против"

На этой неделе я решил оценить книгу Игоря Манна "Без бюджета" как отдельный бизнес-проект, и сегодня попобую привести негативные, на мой взгляд, последствия, к которым может привести появление этой книги. 
Предлагаю вашему вниманию 9 факторов, которые говорят против "Без бюджета":

1. Доверие аудитории
Как известно, доверие даже суперлояльной аудитории может пошатнуться в случае резкого и необоснованного (для этой аудитории, или для какой-то ее части) повышения цены. Несколько лет назад "Спорт-Экспресс" за день подорожал с 10 до 22-25 рублей, что задело аудиторию, которая увидела, что никаких внутренних изменений в продукте нет. И большая часть из читателей "СЭ" перешла на дешевый "Советский спорт". Поэтому, в случае "Без бюджета" очень важно не повторить судьбу "Спорт-Экспресса".
 
2. Дискредетация прошлых книг
Когда все ваши книги стоят около 400 рублей, а после появляется такая, которая стоит в 20 раз дороже, вы невольно думаете, что либо она намного лучше и содержательнее всех остальных книг (не только этого же автора), либо по сравнению с ней другие книги этого автора - намного слабее. Иными словами, потребитель пытается сопоставить качество и цену, и готов делать выводы, которые не сыграют в пользу предыдущих книг Игоря. 

3. Будущее новых книг
То же самое и с книгами новыми. Думаю, вряд ли Игорь будет отныне и навсегда одаривать своими книгами по такой цене. Как вопримут следующую книгу Игоря в нормальной ценовой категории? Если Игорь считает, что обратно "путь заказан", то это значит, что теперь все время придется "изобретать" подачу новой книги, чтобы поддерживать ажиотаж, интерес, а главное, имидж продукта, который может решить все ваши проблемы.

4. Будущее семинаров
Отзыв Анатолия Дуракова заставил задуматься - а что же будет с семинарами? Да не Анатолия, а с семинарами Игоря. Например, Игорь отправляется в один из российских (украинских, армянских, не важно) городов, у руководителя местной компании есть выбор - либо послать 2-3 человек на семинар, либо купить книгу. Стоимость семинара как минимум не меньше стоимости книги, а тем более для нескольких делегатов. Вопрос серьезный, ибо книга останется навечно, а многое из семинара может выветриться из голов сотрудников.
Получается, что Игорь волей-неволей уменьшает свою прибыль с проведения мастер-классов и семинаров.

5. Недовольные покупатели
Всегда бывают недовольные покупатели. Я часто покупаю книги, и очень недоволен, когда мой выбор оказывается неудачным. Хотя я расстроюсь и сразу переключусь на что-то новое. Представьте чувства людей, потративших 8800 рублей на "Без бюджета" и оставшихся недовльными? Купят ли они еще книги Игоря или издательства? А купят ли они что-либо в премиум сегменте вообще?

6. Отсутствие продаж в ритейле
Конечно, как всегда, economies of scale является одним из залогов успеха любого бизнеса. Если бы книга могла находиться в продаже хотя бы в одиночных самых главных книжных магазинах, думаю, она бы не только медленно, но верно продавалась, но и мелькала бы на глазах у публики, которая не читает блог Игоря, сайт издательства и обзоры маркетинговой прессы.

7. Сложная схема покупки из регионов
Я могу ошибаться, но пусть меня поправят: слышал, что возникают проблемы при оплате и доставке книги в регионы. Интересно, так ли это - будут ли проблемы, например, доставки в необластной город России, и нецентральный город СНГ (например, Донецк, Одессу, Гродно или Витебск)?

8. Безопасность информации
Думаю, Игорь считает этот фактор одним из самых главных. Ведь на самом деле, любой из авторов может, единожды купив книгу, сделать сколько ему нужно копий, в том числе, и электронных. А те в свою очередь рискуют гулять по просторам интернета, и книга будет обречена. На месте Игоря я бы делал каждый экземпляр немного разным (например, какие-нибудь секретные пометки внутри книги, вставки определенного текста и так далее), для того чтобы определить потенциальный источник утечки.

9. Имя автора
Как ни странно, имя Игоря Манна может тоже отрицательно сказываться на успехе проекта. Как мы все знаем, есть достаточно людей, которые выражают несогласие с Игорем или его книгами, и даже сам автор частенько пишет про помидоры в свой адрес. "Нелюбители" Манна, даже если им интересно, книгу не купят, а своими отзывами против автора (не против книги), могут повлиять на людей, размышляющих "стоит-не стоит".

Вот в целом, и все. 11 факторов "за" я уже показал, теперь подведу итоги.

Перед тем, как взяться за анализ, был уверен, что разгромлю идею в пух и прах. Но, как оказалось, пришлось немного изменить свое мнение: да, риски и опасности есть, и немало, но преимущества и возможности выглядят, на мой взгляд, сильнее.

Опять же, достаточно применить SWOT-анализ, чтобы понять - этот проект для Игоря и для издательства имеет куда больше шансов на успех, чем на неудачу. Самое главное: использовать возможности и повернуть риски и опасности в свою сторону. Уверен, что Игорь сам взвешивал всю ситуацию, и у него есть ответ, как избежать влияние факторов "против" и усилить влияние факторов "за". 

Надеюсь, что удастся прочитать книгу и оценить содержание продукта, а не только - маркетинг.
-- --
Продолжаю представлять активных читателей блога. Сегодня знакомлю вас с Larri, ведущего блог "Путь лидера". Здесь я нахожу много интересной информации по саморазвитию, а особенно мне нравится наблюдать за темой, посвященной умению проводить презентации и выступления. А в мае вас ожидает совместный проект от нас с Larri как раз в области искусства ведения презентаций! До встречи! 

7 комментариев:

  1. ИМХО они просто используют сейчас возросшую неуверенность и панику руководителей средних компаний. Многие сейчас готовы купить "таблетку от кризиса".

    Даже если этот продукт так не позиционируется МИФом, то скорее всего он так воспринимается.

    ИМХО для консультантов или специалистов это издание будет полезным. Для компаний вряд ли. И конечно это вопрос времени для выкладки в сеть данного труда.

    З.Ы. Легкие деньги в трудное время.

    ОтветитьУдалить
  2. Michelino, заметьте, ведь я не оценивал книгу как продукт. Я старался посмотреть на нее глазами автора и издательства. А то, что Игорь продал 110 книг за месяц (выручка 888800 рублей) - очень и очень достойный результат! Уверен, что с учетом низких издержек (положим их даже в 500 рублей за книгу - на самом деле уверен, что меньше) - чистая прибыль получается в более чем 800 тысяч рублей или 20 тысяч евро. Для небольшого издательства неплохо, согласитесь?)))

    ОтветитьУдалить
  3. Ну это как сейчас уважаемый мексиканский доктор-вирусолог или академик начнет в Мексике продавать книгу по "избеганию гриппа". ;)

    Хотя еще раз отмечу, что МИФ не делает акцента на кризисе вообще, а просто использует макрофактор.

    Это вполне этично. Просто бизнес.

    ОтветитьУдалить
  4. Что мне нравится в Игоре, так это то, что он идёт в бизнесе своей дорогой. Сам ее готовит, протаптывает и идет. При этом у него есть четкие (надеюсь) цели. Согласно этого он и получает прибыль и успех.

    А вокруг замечаю паническое беганье от стратегии к стратегии, от тактики к тактике - лишь бы сбыть.
    -----------
    Леонид, заинтриговали по поводу совместного проекта. ;) Жду.

    ОтветитьУдалить
  5. Michelino, вот именно. Просто выходя в премиум-сегмент по цене, особенно когда он практически пуст, Игорь ничем не рискует. А уже сейчас, я уверен, он заработал на книге не меньше, чем на средних книгах издательства в обычном ценовом сегменте. А более того, он обещает продавать следующую книгу за 50000 р. и продаст, я уверен.

    миК, я с вами согласен. Многие говорят - Манн не маркетолог, что он знает, чего он добился? Но он своим примером показал как нужно занимать правильную нишу, а точнее, созадавать ее и быть вне конкуренции... ПС. Надеюсь, наш проект не затянется - самим интересно, что получится!

    ОтветитьУдалить
  6. Леонид еще раз все взвесил и проанализировал.

    Мне кажется ,что это не премиум сегмент и он не пустой. Подобный рынок давно есть и он активно развивается. Это рынок готовых решений или исследований. Например: http://marketing.rbc.ru/

    Просто МИФ создал товар-заменитель для своего рынка. Фактически это тоже самое исследование, но его объектом является не сколько рынок, а сколько инструментарий маркетолога.

    То, что МИФ используя свою хорошую репутацию стал продавать "исследования" от "звезд", создаст еще один пласт услуг.

    А не премиум, т.к. если Вы сравните это с ценами на обобщенные исследования, то это 2-3 раза дешевле, как минимум.

    Что думаете?

    ОтветитьУдалить
  7. В последние несколько недель жестко вышибло из блогосферы в реал;))
    Открываю ридер - а там чуть не трехзначные циферки;))))
    И ссылок наставили - подарок к возвращению. Леонид, спасибо!

    ОтветитьУдалить